Архив текстов и фотографий

Киргизия: Нарын и его окрестности
25.08–07.09.2013

Николай Осадчий, Эля Доманова, 25.09.2013
mail: niosa at mail dot ru

Нитка маршрута: КПП Кордай - Бишкек - пер. Кегеты - Кочкор - пер. Долон - Нарын - р. Нарын - ур. Тарагай

Карта
Карта

Маршрут киргизского похода по традиции последних путешествий дорисовывался до последнего момента. Отбрасывались нереальные варианты, добавлялись детали. Была отброшена идея заброски из Алматы через перевал Озерный и Восточный Аксу – к сожалению, Киргизия с Казахстаном пока не договорились о пересечении границы в этом месте. Также на данный момент некригизам и нетаджикам нельзя сейчас попасть из Оша на Памирский тракт – КПП закрыт для иностранцев. Остающихся вариантов путешествия по Киргизии не так много, учитывая ограничения со стороны погранзоны с Китаем, и это во многом предопределяло выбор логичной траектории.

Из мест, которые интересно было посмотреть, мы выбрали киргизский хребет (пер. Кегаты), долину Нарына до верховий и, при наличии времени – долину Сары-Джаза. Еще рассматривалась возможность посмотреть на долину Аксая и Каракола, но она отпала из-за неопределенных шансов договориться с пограничниками. Вместо этого мы прокатились (прошли) по Нарынскому заповеднику, о чем нисколько не пожалели. На Сары-Джаз хотелось попасть по старой смытой дороге в долине Учкеля, о состоянии которой можно судить по снимкам. Но, к сожалению, из-за аварии с колесом, этот район придется смотреть в другой раз.

Проблем с техникой оказалось немного больше, чем хотелось бы, но, впрочем, нельзя сказать, что они сильно испортили впечатления. Буквально перед походом пришлось практически полностью обновить ходовую часть одного из велосипедов, включая систему, все звезды и задний переключатель. Это избавило от одних возможных проблем, но, увы, не оберегло от других. На 4-й день пути после спуска с горы у меня сломалась рама в месте крепления подседельного штыря (из-за слишком высокой установки). К счастью, в Балыкчах нашелся сварщик, работающий с алюминием, и вопрос был решен ценой полудневки в Качкорке. Следующей большой неприятностью стало повреждение шины, которая стала самопроизвольно разбортовываться, из-за чего на велосипеде было невозможно ехать. Это случилось в пустынной местности на 2/3 похода, и попытки ремонта не принесли результата. Из-за этого остаток маршрута получился пешим, хотя и до этого 50 км мы двигались, в сущности, пешком. Некоторое растяжение борта на этой покрышке существовало и ранее, но, увы, я не придавал этому значения. На этом фоне срыв резьбы на пере в месте крепления багажника, разрушение контактной педали и разрыв цепи были непринципиальными препятствиями. Проколов не было.

Коротко о впечатлениях от пройденного. Через перевал Кегаты (3805 м) идет старая дорога, нынешнее состояние которой позволяет ездить по ней только велосипедистам. Собственно, похоже, только они сейчас там и ездят, едва ли не ежедневно в сезон. Для нас это была, прежде всего, возможность избежать движения по трассе от Бишкека, и это, безусловно, красивая возможность. Дорога вдоль Восточного Каракола – одно из самых чудесных мест в походе: гладкий грунт, зеленые пастбища вокруг и река, петляющая в небольшом каньоне.

Трасса Балыкчи-Нарын через перевал Долон (3038 м) – довольно быстро проскакиваемый участок с трафиком средней оживленности. Здесь немного напрягают китайские грузовики, везущие импортные товары в Бишкек. Дорога большей частью асфальтовая, однако в районе перевала около 30-40 км – грунт. Видимо, дальше асфальта будет больше благодаря стараниям китайских рабочих.

Участок по заповеднику от Эки-Нарына вдоль реки Нарын – наименее велосипедный из-за довольно неровного рельефа и отсутствия проезжей дороги (начиная от указателя границы заповедника). Посещение заповедника в этих местах нужно согласовывать в Нарыне, но так как мы этого не делали, пришлось заручаться поддержкой местного населения и рассчитывать на благосклонность егерей. Это удалось, и чуть больше чем за сутки мы прошли до урочища Тарагай, где уже можно ехать (в нашем случае, по несчастному стечению обстоятельств, пришлось идти).

На картах тропа вдоль Нарына обозначена вдоль левого берега, однако на снимках прослеживалось больше возможностей пройти по правому (менее лесистому) берегу. Это оказался удачный вариант, поскольку во многих местах на склонах продолблена старая бульдозерная дорога, которая, как оказалось, основательно заросла и завалена, но все же по ней везде идет уверенная конная тропа. Лишь примерно на 4-км участке выше впадения Телеке дороги никогда не было, зато есть надежная тропа на склоне. Основные сложности на этом пути вдоль Нарына (помимо многочисленных подъемов и спусков) – участки осыпей непосредственно у кромки воды, причем в одном месте – даже под водой (не более 10 м). При нас уровень воды в Нарыне был немного ниже среднего, и есть подозрения, что в другую погоду это место придется обходить по верху. Всего по осыпям разного калибра пришлось идти около 5 км, но при этом довольно медленно.

Дорога по урочищу Тарагай – твердый сухой грунт в высокогорной степи, хотя в мокрую погоду, судя по отчетам, здесь могут быть проблемы из-за глины. Мы прошли пешком по нему чуть больше 70 км, причем за это время встретилась лишь одна попутная машина. Мы ее не стали тормозить, рассчитывая гулять дальше до перевала Суек (4021 м), однако после выхода на основную дорогу, ведущую к Иссык-Кулю, машин стало больше, и первая же проезжавшая мимо «буханка» предложила подвезти. Решив, что ходить по дороге – глупое занятие, мы не стали отказываться, и уже через 2 часа спустились на 2000 метров к озеру. Здесь провели сутки и, подбросившись на грузовике, добрались до Каджи-Сая, где нашли таксиста, согласившегося за 3500 сомов (чуть больше 2000 рублей) подвезти нас прямо до Манаса (бишкекского аэропорта).

Как обычно, по возвращении хочется поблагодарить людей, которые нам встретились и помогали на пути. Это Шааркан Туликеева в Кочкорке, у которой мы останавливались (Солтонкулова, 19, тел: +7 77868293) и сварщик Дима и его команда в Балыкчах, без помощи которого не получилось бы продолжить движение. Это гостеприимная семья Дуэт-Казы, у которого мы ночевали, и егеря заповедника, угостившие нас маслом. Это подвозившие нас водители из Барскоона и Каджи-Сая, которые также очень сильно помогли. Контакты таксиста из села Бокомбаево (ю. берег Иссык-Куля): Кожобеков Бектурсун, 0771 222302; opel vectra, универсал с багажником. Спасибо им большое!

Николай Осадчий

Трек (kml) снятый, правленный

Смытая дорога
Смытая дорога
Бишкекцы
Бишкекцы
Долина Кегаты
Долина Кегаты
Долина Чу
Долина Чу
Долина Кегаты
Долина Кегаты
Кегаты, с. склон
Кегаты, с. склон
пер. Кегаты
пер. Кегаты
Кегаты, юж. склон
Кегаты, юж. склон
Ледник под в. 4130
Ледник под в. 4130
Вост. Каракол
Вост. Каракол
Дорога называется
Дорога называется
Кладбище
Кладбище
Сварщики: Дима и команда
Сварщики: Дима и команда
Сваренная рама под седлом
Сваренная рама под седлом
Китайцы строят дорогу в Нарын
Китайцы строят дорогу в Нарын
Дол. Сары-Булака
Дол. Сары-Булака
на пер. Долон
на пер. Долон
Англичане
Англичане
Спуск к Нарыну
Спуск к Нарыну
Каньон Нарына
Каньон Нарына
Горы Кура
Горы Кура
Нарын
Нарын
Дол. Баш-Нури
Дол. Баш-Нури
Каньон Нарына
Каньон Нарына
Стрелка Нарынов
Стрелка Нарынов
Ремонт цепи
Ремонт цепи
Наездник
Наездник
Руч. Дангы
Руч. Дангы
Горы Нарынтау
Горы Нарынтау
В гостях
В гостях
Семья Дуэт-Казы
Семья Дуэт-Казы
Егерь
Егерь
Зимовье
Зимовье
Обнос прижима
Обнос прижима
Пор. Бегемот (?)
Пор. Бегемот (?)
Устье Телеке
Устье Телеке
У границы заповедника
У границы заповедника
Устье Улана
Устье Улана
Нарын
Нарын
Каракол
Каракол
Устье Каракола
Устье Каракола
Дальше - пешком
Дальше - пешком
Нарын
Нарын
Мост у Караколки
Мост у Караколки
Овцеяки
Овцеяки
Шторм
Шторм
Ур. Тарагай
Ур. Тарагай
Устье Чакыркорума
Устье Чакыркорума
Оз. Сарыкель
Оз. Сарыкель
Ур. Экурген
Ур. Экурген
Под пер. Барскаун
Под пер. Барскаун
Отъезд
Отъезд

Архив текстов и фотографий