Архив текстов и фотографий

Майская Капша и Паша
Весенний маршрут длиной 187 км по рекам Ленинградской области, проделанный Ольгой и Михаилом Осадчими с 01.05 по 05.05 2015

Михаил Осадчий, 13.05.2015
mail: mikeosa at mail dot ru

Капша в овраге выше Ребовичей
Капша в овраге выше Ребовичей
Ребовичи, половина восьмого утра
Ребовичи, половина восьмого утра
Ребовичи - бывший поселок сплавщиков
Ребовичи - бывший поселок сплавщиков
Мостик в Ребовичах
Мостик в Ребовичах
Из прогретого склона лезут строчки
Из прогретого склона лезут строчки
Собираемся на окраине Ребовичей
Собираемся на окраине Ребовичей
Уже тепло, и мы готовы отчалить
Уже тепло, и мы готовы отчалить
Речка как речка, плыть можно
Речка как речка, плыть можно
Шивера на Капше
Шивера на Капше
Капша бурлит и пенится
Капша бурлит и пенится
Река течет вниз как по желобу
Река течет вниз как по желобу
Плывем вниз, крепко зажмурившись
Плывем вниз, крепко зажмурившись
Берега видно, а что между ними - догадываемся по звуку
Берега видно, а что между ними - догадываемся по звуку
Майская вода Капши
Майская вода Капши
Кажется, что река не везде помещается в своих берегах
Кажется, что река не везде помещается в своих берегах
Веселая весенняя вода
Веселая весенняя вода
Здесь главное - успевать поворачивать
Здесь главное - успевать поворачивать
Берега так и мелькают
Берега так и мелькают
По этим шиверам есть риск проехать реку слишком быстро
По этим шиверам есть риск проехать реку слишком быстро
Каждый поворот реки таит в себе загадку
Каждый поворот реки таит в себе загадку
Недолгая пауза между шиверами
Недолгая пауза между шиверами
Лес вокруг еще совсем прозрачный
Лес вокруг еще совсем прозрачный
Впереди что-то шумит. Не надеть ли нам гидроштаны?
Впереди что-то шумит. Не надеть ли нам гидроштаны?
Здесь может заплеснуть в лодку
Здесь может заплеснуть в лодку
Объезжаем валики стороной
Объезжаем валики стороной
Бульк
Бульк
Первый признак весны - волчье лыко зацвело
Первый признак весны - волчье лыко зацвело
Гуляем по берегу, разминаем ноги
Гуляем по берегу, разминаем ноги
Берега Капши очень пригодны для прогулок
Берега Капши очень пригодны для прогулок
Очередная шиверка
Очередная шиверка
Ступенек нет, плывем просто по кипящей воде
Ступенек нет, плывем просто по кипящей воде
Опять идем по шивере носом к солнцу
Опять идем по шивере носом к солнцу
Короткая шивера. Передышка от солнца в глаза
Короткая шивера. Передышка от солнца в глаза
Здесь можно славно покачаться на валиках
Здесь можно славно покачаться на валиках
Встреча с очередным валиком
Встреча с очередным валиком
Пеногенератор на ручье. Эта пена может даже летать.
Пеногенератор на ручье. Эта пена может даже летать.
Весенний ручей в Вепсах
Весенний ручей в Вепсах
Что бы ни случилось, трутовики растут по гравитации
Что бы ни случилось, трутовики растут по гравитации
Гуляем вдоль ручья
Гуляем вдоль ручья
Весенний ручей
Весенний ручей
В Вепсах всегда найдется, откуда спрыгнуть ручью
В Вепсах всегда найдется, откуда спрыгнуть ручью
Пеногенератор за работой
Пеногенератор за работой
В поисках натуры
В поисках натуры
После грозы берега активно испаряются
После грозы берега активно испаряются
Шиверы в тумане мы еще не шли
Шиверы в тумане мы еще не шли
После весеннего дождя
После весеннего дождя
Ежики в тумане
Ежики в тумане
Вечереет. Туманы сгущаются
Вечереет. Туманы сгущаются
Самую крутую шиверу в тумане так и не удалось разглядеть.
Самую крутую шиверу в тумане так и не удалось разглядеть.
Дождик прошел, можно плыть дальше
Дождик прошел, можно плыть дальше
Под самый занавес вдруг показалось солнце
Под самый занавес вдруг показалось солнце
Грибной дождик
Грибной дождик
Дождик на закате
Дождик на закате
Вечерняя цветомузыка
Вечерняя цветомузыка
На нас опять наползает туман
На нас опять наползает туман
Солнечный берег Паши
Солнечный берег Паши
Ветреница
Ветреница
Паша течет широко и спокойно
Паша течет широко и спокойно
Ивняк весной
Ивняк весной
Подвесная переправа в Кобяковой Горке
Подвесная переправа в Кобяковой Горке
Оружие гидрологов
Оружие гидрологов
У гидрологов не все еще разворовано
У гидрологов не все еще разворовано
Начало шивер на Паше
Начало шивер на Паше
Солнце на Паше
Солнце на Паше
Весенняя вода Паши
Весенняя вода Паши
Сырье для народных промыслов
Сырье для народных промыслов
Печеночница зацвела
Печеночница зацвела
На Паше весна уже в самом разгаре
На Паше весна уже в самом разгаре
Печеночница
Печеночница
По такому ковру жалко ходить ногами, хочется летать
По такому ковру жалко ходить ногами, хочется летать
Очередной вепсовский ручей
Очередной вепсовский ручей
Гуляем по синим склонам
Гуляем по синим склонам
А это, собственно, я
А это, собственно, я
Последняя ночевка. За лесом встает луна
Последняя ночевка. За лесом встает луна

Дневник похода

01.05. В 5.37 подъезжаем к Лодейному Полю. Проводники нас напугали тем, что полвагона едет с байдарками, однако в Лодейном Поле из вагона вытаскиваем рюкзаки только мы двое. Ждем наше такси, хотя на площади стоят машины, готовые ехать в Ребовичи. До Алеховщины знакомый асфальт, потом до монастыря в Тервеничах асфальт похуже, а затем просто сухой и твердый грейдер. В Ребовичах доезжаем через два моста до самого конца дороги. Выше по реке только тропинка до развалин последнего дома. Время – половина восьмого, легкий заморозок. Река в Ребовичах выходит из довольно тесного оврага и очень шустро течет, вода мутная и высокая. Собираемся, ждем, когда потеплеет на солнце и в 10 отчаливаем. Сначала река разливается через ольху в широкой долине, но потом она уходит от дороги, опять втягивается в овраг, и начинаются не очень крутые шиверы. Против солнца вода бликует как расплавленный металл. С лодки на нее больно смотреть, и идем, ориентируясь по проносящимся мимо берегам. Скорость такая, что кажется, отмеренные 40 км мы пройдем к обеду. Но это к счастью не так, время уходит и на обед, и на прогулки, да и река между шиверами делает все удлиняющиеся паузы. Под вечер проходим мимо населенки у шоссе и встаем. По совсем гладкой воде мимо нас проходят байдарочники из Питера, сурово облаченные в юбки, жилеты, каски, и даже фонари на них. Их вид наводит на размышления, что мы на этой реке чего-то не заметили или не поняли.

02.05. Рано выходить здесь не требуется, очередные 40 км река должна нас пронести почти без нашего участия. Река по-прежнему остается узкой с частыми шиверами на поворотах, и скучать не дает. Солнца сегодня поменьше, да и идем не против него, глаза после вчерашних бликов отдыхают. После обеда, когда уже совсем собрались уходить, рядом вдруг обнаружился почти что водопад на мощном ручье, сбегающем по камням со склона. Пошли на него гулять и проходили больше часа. Торфяная вода с верховых болот на камнях пенится и в заводи образует из пены почти что пенопластовую доску. Налетающий ветерок поднимает эту пену в воздух, и хлопья ее летают вокруг как снежинки. Ближе к вечеру нас полощет коротенькая весенняя гроза, потом уже в сумерках над водой повисает туман, в котором мы плывем как тот самый ежик. Кажется, что шиверы на сегодня закончились, но это ошибочно. В этом тумане мы, естественно, въезжаем в самую крутую и красивую шиверу Капши. О том, что впереди, можно догадываться по звуку, но в тумане видны только берега, и мы просто уворачиваемся от валов, не сильно рискуя намокнуть, так как от грозы мы заранее загидрились. Проходим населенку и в километре от подвесного мостика ищем место. Это задача простая: на Капше, как впрочем и на Паше, удобно встать можно практически в любом месте, в котором удалось высадиться на берег. Неожиданно напоследок заходящее солнце освещает макушки деревьев на берегу напротив, а мелкий дождик дарит нам шикарную радугу почти над нашей головой.

03.05. Сегодня карта обещает нам пороги, поэтому жилеты держим поблизости. Надевать их пока что река не заставляет. Она удивительно ровно и быстро несет нас без каких-либо неровностей в русле. У Кобяковой горки смотрим подвесную переправу, заменяющую мостик, и пытаемся посмотреть на нежилом берегу церковь – крестик на карте. Вместо нее обнаруживаем там целое поместье. До устья Капши река узкая и быстрая. Никаких признаков порогов или хотя бы шивер мы так и не увидели. Паша такой же ширины, что и Капша, но течет еще быстрее. После слияния ширина реки удваивается, а скорость остается прежней. Мы на ней – как букашка на ленте транспортера. Берега по прежнему лесистые, но к повороту реки на север появляются луговины, а Паша разливается еще сильнее. Здесь мы прощаемся с шоссе, чтобы вновь коснуться его уже за поворотом на север. Под вечер при слепящем низком солнце проходим населенку на втором шоссе, и начинаем искать место стоянки. Река опять сужается, входит в лесной коридор и снова становится вполне камерной и уютной.

04.05. Очередные 40 км Паши – наверное, самый красивый ее участок. В крутых берегах появляются быстрины, а потом и шиверы, которые следуют сплошной чередой, заканчиваясь у Красного порога. Река достаточно широкая, и по шивере можно маневрировать как угодно, выбирая валики на любой вкус. Оля, нащелкавшись отдельных кадров фотоаппаратом, перешла на непрерывную съемку кино, и мы так и следуем по шиверам в одно весло, следя, чтобы второе случайно не смыло валиком. В конце очередной шиверы в кадр попадают рыбаки, вынимающие из сети отличного леща. Свои лица они просят не снимать, и мы не снижая скорости следуем дальше. Здесь весна заметнее, чем на Капше, и берега местами совсем синие от сплошного ковра печеночницы. Гуляем по ним и опять смотрим замечательные весенние ручьи, с шумом сваливающиеся по камням со склонов.

05.05. Последний день. По карте мы пересекаем границу Тихвинского и Лодейнопольского районов. Здесь разрываются дороги и нет деревень. Ожидаемого оврага и порогов нет и в помине, река замедляет свое течение, разливается средь лесистых берегов, и неожиданно появляются моторки. Значит, шивер здесь тоже нет. Оставшиеся 26 км проходят как-то незаметно, и перед назревающей населенкой мы только-только успеваем встать на обед в последнем лесочке. Дальше идут деревни, причем не успевает кончиться одна, как на другом берегу возникает следующая. Здесь уже чувствуется влияние близкого асфальта Лодейнопольской дороги. В Часовенском издали видна вышка сотовой связи, а потом и купол старой церкви. На связь у нас большие надежды, нам надо вызванивать такси обратно в Лодейное Поле. Поезд у нас поздно и свободного времени полно. Долго объясняем таксисту, куда за нами надо ехать, и в конце концов договариваемся. Пока мы собирались и выбирались от воды на дорогу, он как раз и подъехал. До Лодейного Поля около часа езды по вполне приличному асфальту. В вокзале концентрируются многолюдные группы водников, причем обнаруживается, что две из них едут в нашем же вагоне. Среди их катамаранов и каркасов мы как-то теряемся. Зато уже в поезде обнаруживается, что со всей своей горой водного снаряжения они возвращаются со знакомой нам Ояти, а вовсе не с бурных рек северного приладожья.

Резюме:

1. Подъезд и отъезд. Мы ориентировались на такси, поэтому выбирали подходящие точки начала и конца. В Ребовичи из Лодейного Поля через Алеховщину идет асфальт и немножко грейдер в хорошем состоянии. Хотелось бы начать километров на 15 выше, в Корбеничах на выходе Капши из озера, но туда дороги для такси из Лодейного Поля нет, а из Тихвина получается очень сложно, и вряд ли туда проедет такси. Обратно выезд из Часовенского получился почти автоматически: в нем стоит вышка сотовой связи и прямо за ним начинается асфальт обратно в Лодейное Поле. Обе заброски получились по 90 км от Лодейного Поля, откуда удобно заранее брать обратные билеты. Отъезд из промежуточных точек менее удобен, так как асфальт оттуда неизбежно приводит в Тихвин, из которого до железной дороги тоже на чем-то придется ехать.

2. Речки. И Капша и Паша когда-то были сплавными реками. Они имеют достаточный уклон и расход для того, чтобы по майской воде их шиверы доставляли полное удовольствие при сплаве на маленькой лодке. На Капше шиверы отделены одна от другой и возникают достаточно неожиданно на крутых поворотах реки. На Паше шиверы сгруппированы вместе где-то в середине ее течения. Забавно, что ни одной реальной шиверы не отмечено на генштабовской карте, и наоборот, ни одного порога, которые в изобилии нанизаны на нитку реки и даже кое-где имеют собственные имена, не удалось разглядеть на самой реке, как мы ни старались. Сами шиверы, несмотря на стоящий на них шум, плеск и бурление воды, совершенно не криминальны. Спасжилеты мы так ни разу и не надели, хотя держали поблизости. Ограничились гидроштанами, так как через наш низкий борт шальные валики иногда заплескивали.

3. Деревни. По карте на реке их достаточно много, но реально это не так. Можно выделить 3-4 места, где населенка сгущается настолько, что две-три деревни подряд выходят к воде. В остальном либо этих деревень с воды вообще не видно и не слышно, либо к воде выходят один-два дома, причем старых добротных рубленных. Примечательно, что многие деревни стоят на берегу, противоположном современной дороге. В этом случае к ним через реку перекинут подвесной мостик, а напротив деревни скапливаются машины владельцев домов.

4. Дорога. По карте создается впечатление, что вдоль всего маршрута над рекой проходит дорога, по которой проезжают стада машин, со всеми вытекающими последствиями. Дорога действительно проходит, но она практически не оказывает никакого давления на реку. В основном, она в стороне от воды и скрыта стеной леса и рельефом. Если не знать о дороге, то она совсем не чувствуется поблизости.

5. Берега. На всем протяжении обоих речек берега как будто специально созданы для устройства стоянки. Практически из любой точки реки, за исключением ольшаников вдоль шивер, видно сразу несколько достаточно привлекательных мест для лагеря. Наверное, эти речки идеальны для весенне-летних походов с детьми.

Сочинял Михаил Осадчий

Точки маршрута (wpt)

Архив текстов и фотографий