Архив текстов и фотографий
Есть по Чуйскому тракту маршрут
04–10.05.2015
Николай и Эля Осадчие, 13.05.2015 mail: niosa at mail dot ru
Нитка маршрута: Горно-Алтайск - Артыбаш (автобус) - оз. Телецкое, мыс Кырсай (катер) - р. Чулышман - пер. Кату-Ярык - Балыктуюль - Акташ - Чуйский тракт - Онгудай - Курота - пер. Ороктойский - Чемал - Горно-Алтайск (~540 км)
Если поставить задачу: посмотреть Алтай за неделю, наверное, этот маршрут будет не самым худшим ее решением. Насколько можно Алтай за это время увидеть – другой вопрос, но мы попробовали.
Озеро Телецкое, возможно, самый красивый участок, который реально осмотреть только с воды. Есть, правда, возможность забираться на хребет по тропам с западного берега, можно также озеро обогнуть по дороге вдоль речки Пыжа, заканчивающейся конной тропой, но так озера не увидишь. Восточный берег озера – заповедник. На северо-западном конце в поселке Артыбаш живут катера, на которых можно по озеру плавать. Это может стать определяющим аргументом при выборе направления движения. На южной оконечности, мысе Кырсай, никто не живет, но ловит МТС, так что можно катер вызвать и оттуда. Навигация открывается в конце апреля, после схода льда.
Живописать Телецкое не стану, лучше смотрите фотографии. 2 часа, за которые катер проходит от края до края, конечно, мало, чтобы посмотреть все.
При нас на мысе Кырсай дожидались заказанного катера 2 группировки примерно по 20 велосипедистов в каждой (Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк), делавших плановый маршрут от трассы. Встреченные нами потом местные долго вспоминали, как мимо проехала эта банда.
От южного берега к трассе идет единственная дорога вдоль Чулышмана, очень живописная, достаточно удаленная от Горно-Алтайска (500 км), но, как оказалось, более чем посещаемая туристами. На 2 коренных деревни в долине приходится около 15 турбаз. Турбазы/кемпинги имеют довольно свежий вид (построены в последние 5-10 лет). Они встречаются и дальше, на Улаганском перевале и окрестностях, вдоль Чуйского тракта, на Чемальском тракте (до Еланды). Теоретически, можно с собой палатку не брать. При практически полном отсутствии промышленности и вырубок, турбизнес, похоже, стал прочной основой благосостояния республики. Рафтинг, конные прогулки, посещение водопадов, охота, шашлыки, медовуха – основные услуги. Причем, судя по трафику на майские, спрос имеется.
Дорога вдоль Чулышмана и далее до Балыктуюля – грейдер, местами отсыпанный щебенкой, местами гребенка, без бродов. После выхода из каньона Чулышмана идет по лесной холмистой зоне. После подъема из каньона имеет смысл сделать радиалку к его краю – дальше подобных видов долго не встретится.
Дорога к тракту проходит мимо нескольких хребтов, которые при нас были еще под снегом. Вдоль дороги снег на высоте до 2000 – только в виде наледей на реках. От Балыктуюля 70% – асфальт. Перед подъездом к Акташу из долины Чибитки можно сходить на край Курайского хребта (высоты до 3000 м), откуда, в свою очередь, хорошо видны 4-тысячники Северо-Чуйского хребта. Можно съездить и туда, но нам показалось, что лучше не в мае.
От Акташа дорога по Чуйскому тракту – отличный асфальт, который при подъезде к Горно-Алтайскому аэропорту превращается в автобан. Движение, впрочем, не настолько плотное, чтобы мешать велосипеду. По тракту мы проехали до Онгудая, а от следующей деревни свернули на более живописную грунтовку через Ороктойский перевал, которая выводит к Чемальскому тракту в долине Катуни.
Катунь в месте впадения Бии – довольно неуютная река, текущая в глубокой канаве посреди широкого каньона окружающих гор. Практически вся растительность съедена местным скотом, деревьев очень мало, тень найти сложно. Но примерно от Чемала начинаются леса по берегам, скрывающие окрестные склоны, которые постепенно превращаются во все более и более пологие уютные холмы.
На всю дистанцию у нас ушло 7 дней, из них 1 – заброска на автобусе и катере. Конечно, Алтай за это время мы не увидели. Конечно, поедем еще!
Проектный трек (kml)
|
|
|
|
|
|
|
Гора Купоросная на фоне хребта Корбу |
|
Южный берег |
Мыс Кырсай |
Хмурый капитан Игорь |
|
Заводь Чулышмана |
|
|
|
|
|
Село Коо |
|
|
|
Движение "по-монгольски" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перевал Кату-Ярык |
|
|
|
|
|
Каньон Чулышмана |
|
|
|
Фото о пользе шлемов |
|
|
|
|
Балыктуюль |
|
Долина Большого Улагана |
Айгулакский хребет |
|
|
Улаган |
|
Башкаус, старый мост |
|
Курайский хребет |
|
Кубадру |
|
|
|
Пер. Улаганский (2080) |
|
|
|
оз. Узункёль |
|
Айгулакский хребет |
|
Чибитка |
оз. Чейбеккель |
|
|
|
"Красные ворота" на Чибитке |
Северо-Чуйский хребет |
оз. Чейбеккель |
гора Куркурек (3982) |
Долина Чибитки |
|
Акташ |
Сделай сам |
Отечество в безопасности |
Чуя |
|
|
|
Плита на памятнике (3-я) |
Памятник АМО |
Катунь у впадения Чуи |
Открытие мемориала в Малом Яломане |
Хабаровка встречает 9 мая |
Сообщи и сбереги |
|
Большой Ильгумень |
|
|
|
Онгудай |
Урсул |
Мост через Урсул |
Дорога на цепи |
|
Нп Ороктойском перевале |
|
Лечим багажник арматурой |
Катунь |
Порог Телдыкпень |
|
Еландинский порог |
|
|
Там, где велосипед не пройдет |
Катунь в р-не Барангола |
|
Отсыпьте мне такой травы |
Альтернативные байкеры |
Чуйский тракт севернее Рыбалки выглядит так |
Край Алтайского Края |
|
|
|
Архив текстов и фотографий
|